Элеватор ООО СП «НИБУЛОН» в Великих Коровинцах был введен в эксплуатацию в 2011 году. Гидроизоляция подземных сооружений и отдельных узлов, в частности деформационных швов подсилосных галерей, выполнялась на стадии строительства и после первого года эксплуатации элеватора.
Однако, несмотря на все предпринятые ранее меры, внутрь галерей, приямков норий и авторазгрузки все-равно прибывало значительное количество грунтовых и атмосферных вод. Необходимо было установить причины и предложить эффективные варианты устранения этого неприятного явления.
В ходе изучения ситуации нашими специалистами было установлено, что уровень грунтовых вод находится на отметке 1,0-1,5 метра от уровня земли. Основные протечки наблюдались по примыканиям пол-стена, через технологические отверстия от крепления опалубки, трещины в стенах, и конечно-же через «загерметизированные» деформационные швы.
Как выяснилось, герметизация швов была выполнена с помощью системы материалов Sikadur-Combiflex SG System, в которую входят гиполановая эластичная лента и специальный клей для ее монтажа. Это материалы известной швейцарской компании Sikа. Мы сами применяем продукцию этого производителя на объектах и можем с уверенностью сказать – качество СУПЕР! Однако, как все специализированные материалы, они требуют четкого соблюдения технологии монтажа. Но то-ли наши предшественники что-то «нахимичили» в процессе приклеивания ленты, то-ли недоработали саму технологию герметизации швов, то-ли нагрузки на швы оказались слишком большими… Результат, как говорится, был налицо: на многих участках лента отошла от бетонного основания и из-под нее сочилась, а кое-где и била ключом, вода…
Здесь следует отметить (это из практики), что герметизация швов с помощью лент наиболее эффективна при положительном давлении воды (лента работает на прижим). При отрицательном же давлении – ленту со временем может оторвать, что и произошло на данном объекте. Кроме того, узлы, выполненные с помощью лент практически не ремонтнопригодны. Даже если обнаруживается конкретное место протечки из-под ленты, то не факт, что вода поступает в сам шов и под ленту именно в этом месте. И для того, чтобы ликвидировать протечку и восстановить узел и необходимо сначала остановить воду, т.к. для «латания» самой ленты, либо места ее приклеивания к бетону, необходима сухая поверхность. Поэтому приходится полностью демонтировать ленту со шва, останавливать воду и приклеивать на шов новую ленту, т.к. старая к повторной установке непригодна. Лента и клей стоят довольно недешево, поэтому такой ремонт «влетает в копеечку».
Специалистами нашей компании, в зависимости от геологических и конструктивных особенностей, условий эксплуатации, степени деформаций, состояния бетона и прочих факторов, разрабатывается уникальное техническое решение, учитывающее индивидуальные особенности конкретного элеваторного комплекса и платежеспособность Заказчика (это тоже немаловажный фактор).
При разработке технологии герметизации деформационных швов подсилосных галерей мы исходим из того, что в процессе эксплуатации швы испытывают значительные нагрузки в ходе циклов загрузки-выгрузки силосов.
Поэтому, материалы, применяемые для герметизации, должны обладать высокой степенью растяжения, мощной адгезией к бетону, стойкостью к перепадам температуры.
Однако, основной задачей на данном элеваторе, была остановка мощных фонтанирующих напорных течей сквозь швы. Без решения этой задачи никакие другие работы выполнять было невозможно.
Выбор был сделан в пользу технологии инъектирования. Технология заключается в том, что в швы при помощи специального инъекционного оборудования под высоким давлением закачиваются гидроактивные полиуретановые материалы (смолы), которые мгновенно вступают в реакцию с водой, расширяются в объеме и останавливают воду. Применяли одно- и двухкомпонетные смолы. Задача была решена успешно.
Для ликвидации локальных напорных течей применялся быстросхватывающийся гидравлический раствор для моментальной остановки течи воды (гидропломбу) Мегатрон Пломба. Очень эффективный и удобный в работе материал.
После остановки напорных течей и комплекса работ по очистке швов и восстановлению шовных кромок ремонтными составами, непосредственно герметизация швов была выполнена с помощью специальных герметиков.
Кроме того, в транспортных галереях, приямках норий башни и авторазгрузки была выполнена гидроизоляция примыкания пол-стена и технологических отверстий от опалубки материалами Мегатрон Проникающий и Мегатрон Шовный.