Элеваторный комплекс ООО СП НИБУЛОН в пгт. Глобино был запущен в эксплуатацию в октябре 2009 года.
В ходе строительства деформационные швы подсилосных транспортных галерей были загерметизированы изнутри эластичной гиполановой лентой.
Снаружи герметизация швов не выполнялась.
В первый же год эксплуатации подсилосные галереи затопило водой в буквальном смысле этого слова. Воду приходилось откачивать по нескольку раз в день.
Давление грунтовых вод было настолько сильным, что почти на всех деформационных швах наблюдались отрывы и вздутие эластичной гиполановой ленты.
Сама по себе лента и клей, с помощью которого она крепится к бетону, очень мощные и качественные материалы. Но в данном случае, эта система герметизации швов не сработала по причине сильного наружного (отрицательного) давления воды.
В процессе изучения ситуации на объекте мы установили, что согласно проектно-сметной документации, уровень грунтовых вод находится на глубине 1,6-2,9 м.
Основой фундаментов бетонных конструкций элеваторного комплекса являются грунты, представляющие собой суглинок лесной. Их основным свойством является сцепление мельчайших частиц между собой. Вследствие водонепроницаемости глинистые грунты всегда содержат воду (от 3 до 60%, обычно 12-20%). При замерзании влага, увеличивая объем глинистого грунта, вызывает сильное его пучение. В сухом состоянии лесовидные суглинки обладают значительной прочностью, но при увлажнении грунт размягчается и резко уплотняется. В результате происходят значительные осадки, сильные перекосы и даже разрушения возведенных на нем сооружений.
Кроме того, глинистые почвы освобождаются от верхней (талой) воды, так называемой «верховодки», в результате скатывания, стекания в дренажные канавы, расположенные ниже пруды, пожарные водоемы и т.п.
Именно такая ситуация возникла на элеваторе. Из-за особенности грунта внешние воды не имели возможности уходить в почву и скапливались в низинах возле комплекса. Таким образом, и без того сильное давление грунтовых вод усиливалось внешними водами.
При этом, при первой полной загрузке, силоса дали значительные усадки, в результате чего давление воды на швы возросло еще больше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что выполненная в ходе строительства герметизация деформационных швов не выдержала нагрузок и была практически полностью разрушена.
Учитывая опыт выполнения работ на других элеваторах, нами было разработано техническое решения по герметизации деформационных швов подсилосных транспортных галерей.
В ходе его реализации, специалистами нашей компании деформационные швы изнутри были загерметизированы специальным двухкомпонентным герметиком Оксипласт, обладающим высокой адгезией к бетону и выдерживающим деформации до 25%. При этом, для остановки напорных течей применялся специальный материал Пенеплаг, входящий в линейку гидроизоляционных материалов проникающего действия системы Пенетрон.
В целях повышения надежности, герметизация деформационных швов была усилена эластичной гиполановой лентой.
Для защиты герметизирующего слоя швов от механических повреждений был установлен защитный кожух-компенсатор из листового оцинкованного металла.
Герметизация деформационных швов снаружи была осуществлена с помощью герметика Оксипласт и специального цементного покрытия Флекс Супер, обладающего мощной адгезией к бетону, паропроницаемостью, эластичностью и водонепроницаемостью.